?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О делах учебных

Запишу несколько наблюдений, которые, в основном, могут быть интересны неизраильтянам, интересующимся школьным образованием.

Все мои наблюдения сделаны на основании обычной - "районной" - школы, обычного, неспециализированного, неотборного класса, в котором Тоша сейчас учится. Ну, правда, город, типа, в центре страны, а район - на хорошем счету в этом городе.

Суммарно я бы сказала так: не все так сумрачно вблизи, как зачастую принято думать о среднем школьном образовании в Израиле.

Несмотря на ненормально большие классы, конечно (40 человек), большинство "важных" предметов - математика, наука, английский - преподаются по группам, в которых не больше 20 человек. Группы более-менее формируются по уровню талантов и успеваемости, хотя мы до конца не проникли пока в логику перехода из группы в группу, но это скорее наши проблемы, чем школьные. Особенно мне нравится идея, что классный час тоже проводится по группам - в классе, фактически 2 классные руководительницы, каждая отвечает за персональные проблемы и помощь ученикам из своей половины класса. Но есть, конечно, и общеклассные мероприятия, которые проводятся всем дружным коллективом. Классный час, кстати, дважды в неделю! И стоит в расписании 3-им, 5-ым уроком - то есть, вовсе не последним, так чтобы сбегать не имело особого смысла. Не могу точно сказать насколько эффективно и душевно получается по факту общение учителя и детей на классных часах, но сама идея того как они проводятся, мне нравится.

Очень нравится налаженная система электронного общения (по интернету). Есть всеизраильская сеть школ. Есть программа, которая позволяет создать персональный аккаунт в этой сети для данного ученика, а также отдельно аккаунты для родителей. Ну учителя, само собой, тоже там зарегистрированы. Ученик видит на своих персональных страничках свои текущие оценки, персональные замечания учителей в свой адрес, если таковые имеются, получает сообщения о всех предстоящих событиях в классе и в школе, а также получает материалы для подготовки к контрольным, лабораторным работам, иногда домашние задания и т.п. Учителя иногда просто пишут классу письма о том, что им было приятно / не приятно на последнем уроке, скажем. Каждый может сам послать письмо через эту сеть, конечно. Ученик может послать письмо всему классу и учительнице, только классу, только учителю.. Короче, если кто стесняется говорить вслух - может теоретически начать дискуссию в письменном виде. Родители получают письма от учителей, адресованные им. Могут сами обратиться к учителю с какой-нибудь просьбой.

Опять-таки, не могу сказать, что вся эта система работает на 100% своих возможностей, и ее реальный usage в нашем случае не такой уж большой, но идея хорошая, безусловно.

По поводу школьной программы как таковой. Да, это правда, что математика и наука (гибрид физики, биологии и химии) в 7 классе отстают по материалу от 7-го класса в украинской / российской школе, примерно, на полтора года. Не все темы, конечно, но большинство.  Видимо, это связано с тем, что в начальной школе, которая здесь, в Израиле, длится 6 лет, а не 4, темпы обучения гораздо более медленные.

Материал подается менее формально, все больше "на практических примерах", довольно-таки детских. Для воспитания строгой математической логики мышления и математического языка - это не очень хорошо. Но по своему опыту общения с разными учениками - для большинства детей, которые еще не были жестко "изнасилованы" специализированным физ-мат образованием, это гораздо лучше, они не теряют нить сразу же и понимают интуитивно все главные принципы быстро, хотя и не могут порой потом сформулировать все изученное складно и грамотно. Ну, типа, прикладное, не академическое образование, да. Сдачу посчитать сможем, но как называется применяемый при этом алгебраический закон не вспомним. Честно надо признать, что абсолютное большинство выпускников советских и пост-советских школ точно также не может ни хрена вспомнить, хотя их честно долбили этим долгое время.

При этом при всем все важные вещи в израильских учебниках присутствуют! - зуб даю. Все определения, все законы, и даже самые известные байки про ученых и исторические задачи - типа подсчета зернышек риса, полученных в награду изобретателем шахмат, - все, все есть. Я иногда сначала объясняю Тоше тему по физике по-русски, не заглядывая в учебник вообще, а потом мы берем его книжку, чтобы выучить ивритскую терминологию. И часто находим там дословные (!) переводы тех определений и формулировок, которые я только что произнесла по-русски. Только не всегда крупным шрифтом, что называется. Очень много, получается, зависит от учителя. Обратит он внимание на какие-то термины, определения или не обратит, потребует выучить или нет.. Я не ожидала такой сильной "персонализированности" здешнего образования.. Но не считаю, что это очень плохо. Я как раз вообще не верю в универсальность методов обучения. Все равно то что может сделать один учитель, другие не смогут, хоть 20 лет их учи..

По английскому языку программа, по-моему, несильно отличается от того, что я видела последнее время в нашей украинской школе. По истории - мне сложно судить, но по крайней мере список тем из оглавления учебника вполне вызывает уважение.

К сожалению, совсем ничего не могу сказать относительно того, что дети здесь в школе читают - в смысле, изучают по литературе. Литературу, танах и еврейскую традицию Тоша пока фактически не учит, не делает домашние задания и не аттестуется. Только присутствует на уроках.. А иврит учит по индивидуальной облегченной программе.

Вот. Еще раз скажу, что я была готова к худшему, и пока у меня впечатления довольно таки положительные. Ну, то что Тоше надо продвигать иврит чем скорее тем лучше, иначе он просто не сможет попасть в приличную старшую школу - это другой разговор..

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
diman_novik_ru
Feb. 13th, 2013 06:02 pm (UTC)
Много раз убеждался, что евреи таки молодцы.

Насколько я могу судить по рассказам клиентов и знакомых, среди которых есть как родители, так и преподаватели, интернет-связь дети-учителя-родители у нас сейчас тоже получает самое широкое распространение, так что этим ты меня не удивила. А вот деление класса на две группы по каким-то признакам - это интересно. И в какой-то степени индивидуальный подход к обучению - это тоже замечательно. У нас я такого не встречал. Правда, надо сказать, что у нас сейчас стало модным делить детей на гуманитариев и технарей, но это разные классы. И у этих разных классов в одной и той же школе разная глубина программ по математике и, скажем, обществоведению. То есть тоже в чём-то похоже на то, что у вас там. Но вот у нас, как мне сами же преподаватели говорили, программа построена так, что если ты с репетитором не занимаешься дополнительно, а только проходишь школьную программу, то ЕГЭ (Единый Государственный Экзамен) ты на высокий балл сдать не сможешь, хоть укакайся. И по-моему, это не есть хорошо.
i_i_samovar
Feb. 13th, 2013 07:42 pm (UTC)
Спасибо, Ира, это здорово, что Вы затеяли такие репортажи. К слову, у нас родители 8-Б (класса, параллельного бывшему тошиному) создали группу в ФБ - для учителей и родителей класса. Очень полезная оказалась вещь :)
( 2 comments — Leave a comment )