?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я помню, как это было в первый раз. В десятом классе. На уроке физики. По хорошо продуманному сценарию бабы Шуры (светлая ей память!) была моя очередь быть "опущенной". В общем, к тому времени мы все уже привыкли к ее методам, всё понимали и относились снисходительно. Она минут пять рассказывала всему классу о том, что я "не вышла на орбиту", что является "абсолютно логичным", поскольку я слишком увлеклась "не тем".. и т.д. Все как обычно. Наконец, она бросила мне "садись", и за мгновение перед тем, как моя пятая точка коснулась стула, в моей голове какой-то очень четкий голос произнес "... твою мать". С такой ясностью, что мне показалось, будто я произнесла это вслух. Я просто оцепенела. Но так как урок мирно продолжался дальше, я выдохнула, и до звонка переваривала внутри себя -  откуда это взялось??

Действительно - откуда? Я дольше, чем другие дети была фактически отгорожена от внешнего мира и находилась под полным влиянием родителей (справка - у нас дома никто никогда не матерился. Вслух). В моем детстве не было "дворового" периода. Первый раз  я вышла погулять по городу без родителей (именно погулять, а не на кружки-секции) – лет в 14, на первое свидание. Мои молодые люди никогда при не матерились (вслух). То есть, я, конечно, не могла не слышать этих слов - хотя бы из обрывков уличной речи - но это было что-то настолько чуждое моему мирку, что-то, ассоциировавшееся с понятиями "грязный" и "неприличный" (как публичное испражнение, примерно), что я довольно успешно выключала слух.

Но в тот момент на уроке физики я почувствовала, что это «нечто» - вполне родная часть меня самой, органично сочетающаяся со множеством других частей, которые в сборке зовутся Ирой Любимовой.

Так вот. Должна вам сказать, что за почти 37 лет своей жизни я таки ни разу не произнесла матерного слова. Вслух. Недавно мой начальник вскользь заметил, что никогда бы не стал работать с женщиной, которая не умеет материться. На что я ему резонно возразила, что я никогда не матерюсь (он же не может этого слышать!). Влад саркастически скривился: «бабушке своей расскажи». Я  беззвучно закрыла рот.

Потому что будучи честным человеком, должна признать – с годами количество моментов, когда приходится заниматься мысленным переводом с народного на литературный, только увеличивается. Чем более матёрым человечищем я становлюсь, тем чаще матерное словцо проскакивает в голове в качестве определения текущей ситуации или характеристики человека.

И вот возник у меня вопрос – на который, вероятно, все уже давно знают ответ, но у меня, как всегда, задержка в развитии – действительно ли это однокоренные слова, и являются ли они «однокоренными» понятиями с точки зрения личностной и социальной психологии?

В словарях я нашла два варианта:

первый – да, однокоренные, оба от слова «мать»;

второй – «матёрый» - от «матери», «матерный» - от “matt”, “matto” ("проигрыш, конец игры (шахм.)." Через нем. matt, schachmatt, франц. eґсhес еt mаt "шах и мат", исп. jaque у mate -- то же, из араб. е« «a^h ma^t "король умер"; см. Литтман 115; Локоч 115; Маценауэр, LF 10, 64. Отсюда происходит ит. matto "безумный, помешанный" (М.-Любке 442)

 

Что скажет уважаемый ареопаг? И на счет «однокоренных понятий с точки зрения личностной и социальной психологии» тоже, пожалуйста.

 


Comments

( 14 comments — Leave a comment )
tolypapa
Feb. 8th, 2009 11:05 pm (UTC)
Есть такой матерый человечище Плуцер-Сарно. Есть он и в сети. Он матом занимается профессионально. В его статьяхи поискать можно.
А я не теоретик - увы!
Да и практиком перестал практически быть с тех пор как мат стал звучать в громогласно и серо.
ex_java_duk
Feb. 8th, 2009 11:21 pm (UTC)
Я почти уверен, что "мат" - от "мать", "посылать по матери" и т.д.
А вообще, должен тебе сказать, я и сам за собой такое замечаю. Очень не люблю нецензурщину, но все чаще и чаще проскакивает. Видимо, влияние рунета - там сейчас матом не ругаются, там на нем разговаривают.
Вспоминается исторический анекдот о Льве Толстом, который академик Крылов рассказывал. Толстой хотел отучить солдат от привычки ругаться и предложил свои, выдуманные слова.

"Л.Н.Толстой в Крымскую войну хотел извести в своей батарее матерную ругань и увещевал солдат: "Ну к чему такие слова говорить, ведь ты этого не делал, что говоришь, просто, значит, бессмыслицу говоришь, ну и скажи например: "елки тебе палки", "эх, ты, едондер пуп", "эх, ты, ерфиндер" итд.
Солдаты поняли это по-своему:
-Вот был у нас офицер, его сиятельство граф Толстой, вот уж матерщинник был, слова просто не скажет, так загибает, что и не выговоришь...
baba_lyuba
Feb. 9th, 2009 10:20 am (UTC)
Да, разговаривать матом - это совершенно омерзительно и, главное, дискредитирует одновременно и бытовой язык и матерный. А точечно и к месту - таки да, я прихожу к выводу, что ничего лучшего не придумали.
Последователям графа Толстого, кстати, много чего удалось. Например, "блин" как заменитель другого слова на "б" вполне прижилось и работает. Опять же "хрен" ("хер") вместо понятно чего и т.д. Вот удачную замену названию процесса (которое на "е"), по-моему, не придумали. То есть, их много есть - синонимов - но они все выражают другие смысловые оттенки..
(Anonymous)
Feb. 11th, 2009 11:42 am (UTC)
"Да, разговаривать матом - это совершенно омерзительно и, главное, дискредитирует одновременно и бытовой язык и матерный."

Podobnoe utverzhdenie pravomerno po-otnosheniju k liuboj drugoj chasti jazyka. Liuboj lekiskon i stil' povestvovanija dolzhen byt' k mestu. Naprimer, esli v nauchnom tekste ispol'zuetsia mnogo "bytovoj" ili zhargonnoj leksiki to smotritsia ploho i prosto ne poniatno o chem rech'.
_layman
Feb. 9th, 2009 01:32 am (UTC)
Хм... Вот интересно... А я вот про себя практически никогда не матерюсь. Наверное, поэтому и вслух только специально...
baba_lyuba
Feb. 9th, 2009 10:23 am (UTC)
Он же (мат) от души должен идти :) Тогда он оправдан, как бы. А как у тебя получается - сейчас я подумаю и выберу из нескольких вариантов тот, который больше всего подходит к случаю? Тогда можно уже и литературно сформулировать - может заковыристо, но культурно :)
_layman
Feb. 9th, 2009 11:19 am (UTC)
Nu tak ya g vsegda kul'turno i formuliruy :)
mistress_bo
Feb. 9th, 2009 07:35 am (UTC)
Язык мой - мат мой
Поразительно... Буквально недавно об этом размышляла :)
Мне кажется, что мат - вообще вещь довольно интересная. И далеко не все, на самом деле, умеют им правильно пользоваться :) Я бы даже сказала - это врожденное, как и чувство языка в широком смысле, как и все прочие таланты.
Вот, допустим, моя сфера трудовой деятельности предполагает частое прослушивание мата и в два, и в три этажа (помимо ру- и неру- нета, это еще и как бы стиль у нас такой, эдакая "креативная изысканность"). И этот экспириэнс убеждает меня как раз в том, что мат сам по себе в принципе нейтрален, ибо в одних устах он звучит не только смешно, уместно и органично, но бывает, даже элегантно (где-то) :) В других - коробит или вызывает эффект ногтей по стеклу. А есть и такие, которые, особо не употребляя в речи ни мат, ни даже сленг, умудряются тем не менее создать впечатление купания в дерьме. Поэтому очень многое (если не все), по-моему, зависит от индивидуальности высказывающегося.
Что касается меня лично, то мое детство было таким же, как и твое, и мат считался чем-то из ряда вон выходящим. А потом в универе один преп нам заявил, что истинный профи должен относиться к мату примерно так же, как гинеколог - к половым органам, то есть спокойно :) И как бы смысл не в абсолютно правильной речи, а в способности донести свою мысль до собеседника в максимально эффективной и красивой форме :) Материться вслух я так и не научилась, а "про себя", да, частенько случается и именно с годами. Ничего не поделаешь, Люба, стареем :)
baba_lyuba
Feb. 9th, 2009 10:11 am (UTC)
Re: Язык мой - мат мой
Ой, ну слава Богу - не одна я такая :))
Мы пока не столько стареем, сколько умнеем и "сильнеем":) Стареть начнем через 20 лет.
i_i_samovar
Feb. 9th, 2009 09:30 am (UTC)
Да, любопытная тема. Если я правильно понял, вопрос в том, есть ли связь между употреблением мата и возрастом (заматерелостью)? По-моему, нет. В молодости, признаюсь, в нашей кампании (среди мужчин, конечно) много говорили матом: это вообще было принято среди публики, считавшей себя «интеллектуалами» или «богемой». С годами это отпало, да и противно стало. (Кстати, иногда мне казалось, что любимое слово советской интеллигентной женщины – слово «жопа»; похоже, произнося его, она чувствовала себя гордой и эмансипированной европеянкой, свободной от предрассудков).
М-да… К тому же сейчас, когда вьюноши и их подруги громко разговаривают матом на улице, он вообще потерял всякий смысл (табуированность, эмоциональную насыщенность и проч.).
Ну вот, так что сейчас я (вслух) почти не матерюсь. Про себя – бывает
baba_lyuba
Feb. 9th, 2009 10:09 am (UTC)
Еще был вопрос являются однокоренными слова "матёрый" и "матерный". И какова их этимология, есть ли между ними прямая смысловая связь.
i_i_samovar
Feb. 9th, 2009 11:28 am (UTC)
У Фасмера почему-то нет слов "мат", "матерный". Фантазировать боюсь.
evfrosinya_g
Feb. 9th, 2009 06:26 pm (UTC)
про инфляцию и девальвацию
Дорогая баба Люба!
У Вас особый, бесценный для ЖЖ-юзера, дар ставить вопросы. Обычно хочется вставить свои пять копеек.
Мой детский мир похож на Ваш. Я материться не научилась вовремя, а речевые предпочтения - дело очень устойчивое, вот беда-то. Уже не научусь даже про себя.
Как-то я пришла в гости к Марлене Рахлиной, было мне 16 лет, а у нее были гости - и все на возрасте. Кто-то спросил, можно ли материться. Марлена говорит: надо у Леночки спросить. Я была в сильном смущении (ну, почему у меня? опять рыжая) и сказала: мне все равно. Мне, конечно, было не все равно, и они это, видимо, по роже поняли. Люди-то были не кто попало.
А Надежда Яковлевна писала, что мат не надо девальвировать, надо его оставить на тогда, когда иначе уж нечем... Для нее это была встреча с НКВД.
baba_lyuba
Feb. 9th, 2009 07:31 pm (UTC)
Re: про инфляцию и девальвацию
>У Вас особый, бесценный для ЖЖ-юзера, дар ставить вопросы.
Ура! Честно говоря, я действительно к этому сознательно стремлюсь - возбудить у собеседника желание ввязаться в беседу. Так что Вы сделали мне лучший комплимент :) Вести ЖЖ как хронологический дневник жизни мне скучно, а просто декларировать что-то - странно. А вот пообсуждать что-то, поспорить - в самый раз. Тем более, что количество "живых" собеседников неуклонно стремится к нулю..
( 14 comments — Leave a comment )