?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О стихах

Домашнее задание (по предмету "литературное творчество") - придумать четверостишье о лете, в котором все строки рифмуются со словом "лето".
Я когда узнаю о подобных заданиях, то испытываю сложную гамму чувств. Сначала, в первые две или даже может быть три миллисекунды, я радуюсь, что мои дети учатся в такой хорошей школе, в которой у них пытаются развивать творческие способности, и потом - как хорошо, что мы пишем о лете, а не о трезубце, например, (имеется в виду герб украинский, и задание "написать стихотворение о трезубце" - это не шутка). В следующие 5 миллисекунд мне хочется пойти и немедленно убить учительницу, потому что понятно, для кого это задание, и опять я буду сидеть с уроками до одиннадцати вечера, а я, черт побери, устала и хочу посмотреть телевизор хоть раз в неделю. Затем я думаю о том, что все-таки, наверное, есть на свете дети, которые сами любят сочинять стихи, пусть хоть и неуклюже, зато с энтузиазмом, а мои - дебилы - никаких наклонностей к сочинительству не проявляют, и за что мне такое несчастье? Впрочем, пенять не на кого, кроме как на гены.
А у меня идиосинкразия к рифме, да. Как у Штирлица. Не помогло даже то, что в младшей школе мне преподавал стихосложение сам Вадим Александрович Левин. Может же, в конце-концов, у хорошенькой девушки быть один маленький недостаток ;)
Решила сочинять по дороге на работу. В силу того, что не позавтракала, первая рифма получилась "лето-котлета". Но это плагиат из Майка Науменко:
Лето.
Я купил себе котлету.
Котлета есть, а пива нету.
И я иду его искать.
Хорошо, но не то. "Не то", "не то" - в принципе, тоже подходит. Например,
Уже в разгаре бабье лето,
А настроенье все не то.
Тут меня осенило, что подходят практически любые слова на -то, и даже -та, и может быть на -ту. Что мы знаем на -та? О!- вендетта!
Лето - бабочек вендетта.
Хотелось бы знать кому они мстят. А на "-то" идеально подходит "вето". Вот, скажем
Уже которое по счету лето
Мы преодолеваем твое вето
Или, вот, еще лучше
Наше лето -
не для вето
Вообще, частицу "-то" можно прилепить к разным словам. К глаголам, например
вышел посмотреть на лето,
а тебя и проглядел-то.
Еще придумалось "лето - время для портрета". В стиле "дурацкого романса":
Твое семнадцатое лето
Идеально для портрета
На этом я иссякла. Четверостишьем и не пахнет. Свою бездарность в поэтической сфере успешно подтвердила.
Но что-то делать надо, хоть неизвестно что.
Короче, - вы уже поняли к чему все это? - объявляю блиц-турнир на лучшее четверостишие о лете (все строки рифмуются со словом "лето" - вы помните). Жюри состоит из меня и Тоши. Каждый из членов жюри имеет право на присуждение своего единоличного приза (это я к тому, что неплохо бы сочинить "детский" стишок, но если у вас получится хороший взрослый - то тоже не стесняйтесь :)
Только мне надо сегодня!

Comments

baba_lyuba
Sep. 16th, 2008 01:34 pm (UTC)
Ну, конечно, эта песенка - первое, что приходит в голову. Я думаю, что учительница тоже ее имела в виду, когда задавала задание. Но я не знаю, как переделать :)
Я, кстати, тоже анализировала, что будет, если действительно только дети (или только родители) выполнят задание. Мне кажется, что если только дети - по-честному, без всякой помощи взрослых - то будет скучно. Так как такие маленькие дети в абсолютном большинстве своем ничего кроме совсем детских глупостей написать не в состоянии. А если только взрослые выполнят задание, то детям тоже будет скучно на уроке, так как они не поймут, в чем прикол. Получается, что идеальный вариант - это когда часть стихов будет написана детьми, а часть взрослыми, "почувствуйте разницу" называется. С другой стороны, некоторым детям (тем, что сами писали) может быть обидно, потому как лучшими признают стихи, написанные с помощью взрослых, а это нечестно.
Какой вывод? Вообще не задавать таких заданий? Но это тоже не совсем правильно. Нужно же стимулировать детское творчество, и дать им повод попробовать - как это - писать стихи?
taisha_
Sep. 16th, 2008 02:28 pm (UTC)
Все-таки эту песню написал взрослый.
Если задание берется из учебника или методички - по умолчанию оно для ДЕТЕЙ, а не для совместно-семейно-коллективного творчества всей родни до седьмого колена. Я так считаю.
Дети, которым нравится сочинять стихи будут это делать так или иначе. С заданием и без.
Кроме того, кто придумывает задания? Взрослые. Чаще всего бедные аспиранты, которых профессура нагибает писать учебники/статьи/брошюры/методички. И им интересы детей в общем-то не совсем близки.
Стимулированием в данном случае, наверное, было бы выполнения подобного задания в классе коллективно, с написанием списка рифм к какому-то слову на доске. А потом аналогичное задание - на дом.
А вообще, я бы сказала ребнку, что все, что он напишет - гуд и не парилась бы))))))))))А не напишет - тоже не страшно. Муза по заказу не приходит.
baba_lyuba
Sep. 16th, 2008 03:14 pm (UTC)
Не, это задание, как ты понимаешь, совсем не из методички. В обычной программе и предмета-то такого нет - литературное творчество.
И я думаю, что в классе они писали и придумывали рифмы.
Другое дело, что некоторых детей это увлекает с первого раза и дает им толчок для самостоятельных попыток, а некоторых не увлекает.
Вот у меня был такой случай (из моего детства).
Когда-то В.А. Левин (автор "Глупой лошади") предложил нам, второклашкам, такое задание: он прочел стихотворение Пастернака "Февраль", пропустив там слова "как обугленные груши", и попросил нас заполнить пропуск. Я помню, что я с удивлением взирала на довольно активные попытки моих одноклассников что-то там насочинять, потому что "правильный ответ" я знала, и мне было странно, что никто больше его не знает. Когда же, наконец, спросили меня, я со снисходительной скромностью произнесла "как обугленные груши". Левин, я думаю, несколько оторопел, потом выяснив у меня, что это папа любит мне читать Пастернака во время прогулок, сказал остальным детям "можно позавидовать Ире - ей папа читает такие стихи". А ведь на самом деле, я просто испоганила ему урок. Более того, я испоганила урок себе, потому что вместо того, чтобы будить СВОЮ фантазию, я уверилась в том, что хорошо "знать правильный ответ".
Но факт в том, что меня процесс складывания слов в рифмованные ритмичные строчки не увлекал. Хотя читать стихи я любила.
Несмотря на все это, я верю, что кому-то уроки Левина помогли и чего-то там в мозгах подтолкнули.
Может быть ради этого и стОит все это терпеть. Во всяком случае, я так себя утешаю :)
mistress_bo
Sep. 16th, 2008 03:30 pm (UTC)
Ты знаешь, мне кажется, что вся эта затея с Левиным и его друзьями-экспериментаторами, действительно, что-то там все-таки в наших мозгах наворошила. Правда, java_duke со мной категорически не согласен :). Во всяком случае, я помню, что обожала ходить в школу исключительно с первого по третий класс, а потом я ее возненавидела :).
baba_lyuba
Sep. 16th, 2008 03:36 pm (UTC)
А что java_duke говорит? Или это секрет?
mistress_bo
Sep. 16th, 2008 03:57 pm (UTC)
Говорит, что он сам по себе такой умный :) (шучу)
Говорит, что ничего за этим не стояло, люди просто развлекались и развлекали нас, как умели, и цель всего этого так и неясна. Но, я думаю, лучше ему самому предоставить возможность публично высказаться по этому вопросу :).
ex_java_duk
Sep. 16th, 2008 11:03 pm (UTC)
Все правильно, именно так я и говорю. Они просто хотели сделать из казармы хоть что-то человеческое. Но прошли три года и мы опять вернулись в казарму.
Впрочем, мы поговорим об этом через год где-нибудь в Юте ;)

А стихи на заданные темы я до сих пор писать не умею. Даже в Гусарском клубе не всегда получалось.
taisha_
Sep. 16th, 2008 03:45 pm (UTC)
В немецкой семье, где я жила, самый младший ребенок - 5ти лет, очень любил в подобные игры играть: придумывать неожиданные рифмы или просто рифмовать случайные слова. Старшим, семилеткам это уже не вставляло.
То самое чувство правильности, легкости слога, понимание "как должно быть написано", это ощущение "вкуса" слов на языке,- у меня лично появилось уже после университета. Хотя я так и не научилась хорошо писать, хоть и филолог, и читала, и упражнялась и т.д.
Мне кажется, это понимание игры слов приходит с возрастом, к фантазии не имеет отношения, и к стихам у детей отношение не как у взрослых.
Раз тебя не увлекал, вполне возможно, что твоих детей тоже никогда не увлечет. И что? Ты разве будешь жалеть? Если да, то предже всего надо начинать с себя))))))))))