Irina Lyubimova (baba_lyuba) wrote,
Irina Lyubimova
baba_lyuba

Математика по-быстрому

За месяц с небольшим нынешнего учебного года (почти 3 недели выпали на каникулы по случаю Рош-аШана и Суккот, а также 3-дневный поход - тиюль шнати) ученики Тошиного класса прошли следующие темы по алгебре:
- степень с целым показателем, включая отрицательные показатели
- все действия со степенями
- формулы сокращенного умножения
- упрощение выражений - тут, правда, только самые простые случаи
- решение неполных квадратных уравнений
- квадратичная функция в случае неполного квадратного трехчлена (b=0) с полным анализом - промежутки возрастания-убывания, знакопеременность, четность и т.д.
Как бывший учитель математики авторитетно заявляю - на изучение всего этого материала в Советском Союзе уходило никак не меньше 2.5, а то и 3 месяцев.
Ну правда, у Тоши  алгебра 4 часа в неделю (мы привыкли к 3-м часам). И еще, кстати, у Тоши 3 часа геометрии. Не говоря уже о 3-х часах физики (невиданная роскошь!). Интересно - это потому что у него класс "научный"?
Но я сейчас об алгебре.
Так вот. Опять же из личного опыта - нет шансов, что все или хотя бы 90% учеников в состоянии выучить все вышеупомянутое на достаточном уровне за такое время. Ну нет. Это значит, что в систему заранее заложена очень жесткая дифференциация - кто умный и шустрый успеет, все остальные - до свидания.
Речь, напомню, идет о 9-ом классе - последнем годе обучения в здешней средней школе. Весной ученикам предстоят экзамены на поступление в старшую школу. Заранее известно, что далеко не все поступят.
Таким образом - точнее, таким методом обучения - людей начинают активно отсеивать с 14-ти лет. В 15-ть уже можешь быть записан в лузеры.
У меня какое-то двойственное отношение к такой методике..
С одной стороны - для хороших прилежных учеников старая "советская" методика была таки хороша. Давала возможность вникнуть, потренироваться, поиграться, довести до автоматизма и прочее.
С другой стороны, вот это "если не понял за полчаса, то тебе и не надо понимать" - мне лично близко. Потому что оправдано опытом и статистикой. Очень жалко тысяч учительских часов, потраченных на попытки научить людей, которым не дано и не требуется всего этого знать.
Получается парадокс - "хороших" учеников нужно учить еще больше, чем даже по старым добротным меркам, а "плохих" - еще меньше, чем по новым "ускоренным".
Где-то тут сидит ошибка, я чувствую. Не только потому, что можно ошибиться в определении "плохой-хороший" - это очвидный bottle-neck, но его как раз можно научиться обходить грамотно. Но в добавок - это же яркая иллюстрация того, как зарождается та самая пропасть между разными социальными слоями, про которую сейчас все кричат, как об огромной мировой проблеме.
Subscribe

  • Ай, греческий Парос! Часть III

    Второй и третий день мы планировали ходить ближе к морю. Но прежде... прежде мы отправились выполнять ответственное задание, которое позорно…

  • Ай, греческий Парос! Часть II

    Как было сказано в первой части, доехать на машине до домика нам не удалось, так и жили все 3.5 дня: утром завтракали с нереально-шикарным видом на…

  • Ай, греческий Парос! Часть I

    Греция никогда не была нашим target destination. Слишком похожа на Израиль, думали мы. Но тут звезды сложились - один из нас менял работу и надо…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 18 comments

  • Ай, греческий Парос! Часть III

    Второй и третий день мы планировали ходить ближе к морю. Но прежде... прежде мы отправились выполнять ответственное задание, которое позорно…

  • Ай, греческий Парос! Часть II

    Как было сказано в первой части, доехать на машине до домика нам не удалось, так и жили все 3.5 дня: утром завтракали с нереально-шикарным видом на…

  • Ай, греческий Парос! Часть I

    Греция никогда не была нашим target destination. Слишком похожа на Израиль, думали мы. Но тут звезды сложились - один из нас менял работу и надо…