?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Такая вот метаморфоза произошла  у меня с феминизмом.
В 20 лет почему-то было жизненно важно что-то кому-то доказывать. Столько копий было сломано, столько часов проговорено! Ну и контр-аудитория, наверное, была подходящая - не давала увязнуть теме в скучной банальности определений и безликости формальных тезисов. Юноши-студенты всех типов физическо-математических факультетов образца конца 80-х - начала 90-х, по-моему, просто оттачивали на нас - типа, прогрессивных однокурсницах - свое остроумие, нарочно подначивая и подливая масла в огонь. Черт знает где они шутили, а где говорили серьезно (наверняка в глубине души считая феминизм как теорию смешным, они при этом росли и воспитывались в среде научной интеллигенции, где  умные и успешные женщины были само собой разумеющимся явлением). Но факт тот, что я загоралась как спичка всегда, часто не успев правильно оценить процент шутки в очередном провокационном высказывании.
Отстаивать феминистические принципы при любом удобном случае стало просто привычкой, условным рефлексом на много лет вперед.
Но вот в последнее время я вдруг ощутила, что "теряю нить".
За что борьба, от чего надо защищать и кого, а главное кто нападает - я перестала понимать.. Чем глубже я проникаюсь (как мне кажется!) идеей безусловного равноправия полов, тем с большим изумлением читаю или слушаю захлебывающихся активисток, которые продолжают с неослабевающим напором "вечные" темы: почему нам меньше платят, почему женщины тратят больше времени на домашнюю работу, почему среди менеджеров высшего звена мало женщин и далее везде..
Чтоб никого, не дай Бог, не обидеть, давайте я про себя расскажу в контексте этих вопросов.
Я трачу больше времени на всякую домашнюю лабуду - типа уборки, стирки - потому что у меня в среднем больше запросов на эту тему. Там где мне уже невыносимо неприятно грязно, и я заставляю себя, хоть и с проклятиями, встать с дивана, среднестатистическому мужчине еще вполне терпимо. Если я не уберу сейчас, он вполне радостно и без всякого дискомфорта проживет еще недельку-другую и только потом возьмется за тряпку. У меня есть выбор: либо подождать пока его "припрет", но тогда жить какое-то время в невыносимой грязи, либо убрать самой, потому что это моя потребность, а не его, либо попросить его сделать мне одолжение сейчас, но быть готовой к тому, что он тоже может попросить о чем-нибудь мало-приятном в самый неожиданный момент.
Мне кажется, я хорошо чувствую свой потолок в карьерном росте и не стремлюсь брать на себя лишнюю ответственность. Не хочу за все отвечать, не хочу быть генеральным директором (хочу только столбовою дворянкою :) ). Не потому, что ощущаю у себя нехватку мозгов. А потому, коротко говоря, что не готова вкладываться на 100% только в работу. Хочу иметь предсказуемый режим работы. Чтобы можно было что-то планировать с детьми и c семьей вообще. И не потому, что бедных детей не на кого оставить и я не знакома со словом "няня" (у меня оба выросли не без помощи нянь, конечно!), а потому что мне интересно и ХОЧЕТСЯ проводить время с детьми, с любимым человеком, с друзьями.
Я как работодатель (а я много провела интервью, много), конечно возьму к себе в отдел мальчика, а не девочку ПРИ ПРОЧИХ РАВНЫХ УСЛОВИЯХ.
Потому что
а) дети - будущие, беременность, декрет, мозги заняты не тем
б) ДЕТИ - болеют, у них утренники, родительские собрания, соревнования, выступления и прочее. Нет, я не думаю, что папы справятся с посещением утренника хуже, чем мамы. Но я предполагаю по умолчанию, что маме, как правило, нужно и хочется в этом всем участвовать. Иначе мне не очень понятно зачем она заводила детей.
в) в среднем - более слабая психика, при перегрузках и / или внешних раздражителях (в виде соседей по комнате, например, с которыми не складывается) нелинейные эффекты более вероятны
г) среднестатистическую девочку не удобно гнать за пивом, при ней плохо курить и материться, ее надо как-то провожать домой, если вдруг засиделись допоздна, она как правило хуже таскает столы и чинит развалившийся стул.
Я повторяю - ПРИ ПРОЧИХ РАВНЫХ. Конечно, если девочка лучше соображает -  а это не редкость - то все выше перечисленное не имеет особого значения. Опять же, если девочка убедит меня в том, что ей абсолютно положить с прибором на все эти детские глупости, что ее вообще-то слабо парит, что думают и как смотрят на нее окружающие люди (в частности, соседи по комнате), что при выборе спиртных напитков она скорее руководствуется принципами "цена-качество", а также хорошо регулирует градус и дозу, в зависимости от того, какой конечный эффект на сегодня запланирован - то я пожму плечами, заподозрю некоторое гормональное расстройство, но в принципе, это не мое дело, поэтому буду считать такую девочку мальчиком со всеми вытекающими следствиями. Лишь бы потом не плакала в порыве откровения, почему матерые волки из саппорта считают ее "своим парнем", но на день рождения не подарили ни одного цветочка..
Mораль, в общем, такая - большинство женщин, включая меня, сознательно и добровольно выбирают женский образ жизни и женскую линию поведения. Им важно и нужно быть красивыми (а это требует много времени и заметную часть загрузки мозгового процессора), для них большую роль играют отношения с окружающими людьми (и на выстраивание этих отношений тоже уходит немало усилий), они в значительной степени самореализуются в области материнства, которое по определению very time consuming process.
И поэтому - именно поэтому, а не потому, что глупые и неспособные - женщины часто проигрывают мужчинам в карьерных и профессиональных достижениях. Это их добровольный выбор! Никто не запрещает расставить другие приоритеты, отказаться от традиционных женских занятий и привилегий и заткнуть всех мужиков за пояс. И в этом случае - да, я первая буду отстаивать права такой женщины по всем критериям быть полностью приравненной к мужчине.
Раздражает, честно говоря, что в большинстве виденных и слышанных мною случаев имеет место примитивное манипулирование понятиями: я страшно умная, я тут всем буду рулить, но у меня же дети, вы должны это учитывать! Нет, мужу детей не отдам, он козел. И вообще, я сама хочу их воспитывать! И мне на это надо много денег! А вы мне не платите столько сколько я хочу! А я, между прочим, очень умная! И так далее..
И еще. Опять же, чисто на своем примере. Чем удачнее складывается моя личная жизнь в данный момент времени, тем менее я склонна отстаивать гипотетические "женские права". И наоборот - в период неудач на личном фронте так и тянет взять реванш, пусть только и теретический, в доказательстве собственной крутизны. Так что может быть в злых языках есть некоторая доля правды..

Comments

( 66 comments — Leave a comment )
shvedka
Feb. 18th, 2013 10:30 am (UTC)
>И поэтому - именно поэтому, а не потому, что глупые и неспособные - женщины часто проигрывают мужчинам в карьерных и профессиональных достижениях.

Ну, к сожалению все это благолепие моментально заканчивается в тот момент, когда женщина не делает "добровольного" выбора в пользу "традиционных женских занятий".
baba_lyuba
Feb. 18th, 2013 10:51 am (UTC)
а что происходит, если она делает выбор в пользу других занятий?
(no subject) - shvedka - Feb. 18th, 2013 11:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - baba_lyuba - Feb. 18th, 2013 11:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - shvedka - Feb. 18th, 2013 11:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - baba_lyuba - Feb. 18th, 2013 12:47 pm (UTC) - Expand
diman_novik_ru
Feb. 18th, 2013 10:34 am (UTC)
Полностью согласен со всеми твоими выкладками. Стопроцентно одобрям.
baba_lyuba
Feb. 18th, 2013 10:51 am (UTC)
это несколько настораживает :)
(no subject) - diman_novik_ru - Feb. 18th, 2013 11:42 am (UTC) - Expand
krasoto4ka
Feb. 18th, 2013 10:52 am (UTC)
Со всем согласна, особенно с тем, что женщины именно это выбирают - не лезть в CEO/CTO и другие верха, тратить больше времени на болтовню установку связей и т.д.. Иметь все сразу - не получится, поэтому приходится делать выбор в пользу того, что хочется больше.

У меня схожая тема в голове. В ближайщее время возможно будут брать человека мне в помощь по проекту. На полдня :) И я задумалась, взяла бы я сама себя полгода назад - вот так же на полдня. И поняла, что не взяла бы. Сейчас может быть да, и то сомневалась бы сильно и при всех других вариантах выбрала бы все-таки кандидата мужского полу.

Но это ж не совсем гуманно на самом деле! Да, это все бизнес, и работающая мама для бизнеса может во многих случаях принести больше проблем, чем пользы. Надо ж работу делать, проекты завершать, а не так... непонятно чем заниматься. Но дети ж случаются у большинства (вопрос, надо ли так всем поголовно рожать, спорный, но то уже другая история). Будем считать, что без продолжения рода человечество не может. А ведь это тоже часть бизнеса-экономики. Поэтому эту часть тоже нужно "спонсировать". И поскольку определенная доля матерей все-таки хотели бы как-то реализовываться и в профессиональном плане, а также им деньги могут быть очень нужны, хорошо бы, чтобы все-таки давались возможности устроиться на работу вместе с некоторыми поблажками в плане загруженности, более менее нормированного рабочего дня и толерантности к отгулам из-за частоболеющего ребенка были. Нет, не брать, конечно, всех подряд - это уже благотворительность, но если человек потенциально может принести компании пользу, но сейчас возможно не так продуктивен в силу непреодолимых обстоятельств, было б не плохо чтобы его не отвергали, не прогоняли, а поддерживали. Но тут вопрос - за чей счет :).
baba_lyuba
Feb. 18th, 2013 11:38 am (UTC)
ну, может, государство должно спонсировать институт работающих матерей, если оно в этом заинтересовано?
Вот, в Израиле есть, например, стипендия Шапира. Это стипендия, которые получают ученые-иммигранты в первые несколько лет пребывания в стране. Работает это так: если ты удовлетворяешь неким критериям, то гос-во обязуется платить тебе 80% средней текущей по стране зарплаты, если ты найдешь работодателя, который согласен тебе доплачивать остальные 20%. Это в первый год. Во второй год, гос-во доплачивает 50%, а в третий год, кажется, 20%. Понятно, что работодателям страшно выгодно заполучить такого работника, особенно, в первый год - ученая степень, будем считать, гарантирует хорошие мозги, значит работодатель получает умного человека практически даром. Если человек стОящий, то работодатель его не отпустит и после окончания 3-х лет. А человек тем временем немножко встанет на ноги, устроит свою жизнь и прочее..
А? Если такую схему к работающим матерям, например, начиная с 5-го месяца беременности и заканчивая 3-х летним возрастом ребенка? Не знаю, на самом деле, насколько поможет и правильно, и для всех ли стОит, но можно подумать..

Edited at 2013-02-18 11:44 am (UTC)
(no subject) - krasoto4ka - Feb. 18th, 2013 11:45 am (UTC) - Expand
gview
Feb. 18th, 2013 12:26 pm (UTC)
Согласен со всеми твоими пунктами и поворотами.
baytalsky
Feb. 18th, 2013 12:29 pm (UTC)
Все так... на рациональном уровне.
Не по теме феминизма, а отвлеченно, ты мне ответь: может ли женщина сделать сознательный выбор в пользу того, чтобы не быть женщиной в социальном
плане? Ведь кмк не все от нее зависит в этом деле.

Я вот помню с уроков "Основ семейной жизни" или как там это называлось в 9м классе, такую цитату из учебника: "мужчина не может забеременеть,
выносить, родить и вскармливать грудью, даже если захочит или возьмет обязательства" (цитируется почти дословно).
javax_slr
Feb. 18th, 2013 12:59 pm (UTC)
Не пизди, у нас вместо этих основ были классные часы и уроки русской литературы
(no subject) - baytalsky - Feb. 18th, 2013 02:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - javax_slr - Feb. 18th, 2013 02:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - baytalsky - Feb. 18th, 2013 02:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - javax_slr - Feb. 18th, 2013 02:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - baytalsky - Feb. 18th, 2013 02:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - baba_lyuba - Feb. 18th, 2013 02:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - javax_slr - Feb. 18th, 2013 02:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - baba_lyuba - Feb. 18th, 2013 01:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - baytalsky - Feb. 18th, 2013 02:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - baba_lyuba - Feb. 18th, 2013 02:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - baytalsky - Feb. 18th, 2013 03:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yx - Feb. 18th, 2013 01:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - baba_lyuba - Feb. 18th, 2013 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - krasoto4ka - Feb. 18th, 2013 04:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shvedka - Feb. 18th, 2013 05:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yx - Feb. 18th, 2013 08:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yx - Feb. 18th, 2013 01:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - baytalsky - Feb. 18th, 2013 02:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gview - Feb. 18th, 2013 04:41 pm (UTC) - Expand
gargolik
Feb. 18th, 2013 08:04 pm (UTC)
Я возьму при прочих равных женщину. 1. Чтобы через меня не перепрыгнул, работая больше чем я могу. 2. Женщины внимательнее и менее агрессивны.
Я возьму мужчину на роль с где требуется "рукопожатие и общение с клиентом" при этом возьму такого которого интересуют переговоры, карьера и развитие. Даже если такие со временем переходят к другим компаниям, - контакт всёравно остаётся.
Семейное положение человека мне до лампочки, это совершенно не моё дело.
baba_lyuba
Feb. 19th, 2013 08:51 am (UTC)
а че - женщины, по-твоему, хуже ведут переговоры? Менее презентабельны? :)
Твои аргументы в пользу "взять женщину, а не мужчину" не служат цели развития дела, не проходят по критерию "максимальной экономической эффективности", как говорит Паша..
(no subject) - gargolik - Feb. 19th, 2013 04:41 pm (UTC) - Expand
ly0lik
Feb. 19th, 2013 07:09 am (UTC)
в общем, ты удовлетворена персональным статус кво, и на тот факт, что женщины по-прежнему являются людьми если не вторго сорта, то где-то полуторного смотришь спокойно?

ПС кстати, по моему опыту, женщины физически и психологически не менее выносливы, чем мужчины. А скорее всего, даже более:)
baba_lyuba
Feb. 19th, 2013 08:44 am (UTC)
ну вот я пытаюсь сказать, что мне кажется какого сорта быть женщине - решает она сама.. Если она хочет делать серьезную карьеру и / или достигать по-настоящему больших высот профессионализма - она может. Для этого ей только нужно.. перестать быть женщиной в каком-то смысле (в социальном, как правильно говорит Миша). Ну логично. Я не вижу в этом ничего странного и страшного. Чудес не бывает. Нельзя совмещать все на свете.
И несчатными, по-моему, чувствуют себя женщины, которые таки да пытаются сидеть одновременно на 3-х стульях. Я сама такая, я знаю что говорю :) Секрет гармонии в том, чтобы сознательно от чего-то отказаться и найти себя в том, что для тебя важнее..
Опять же, я согласна частично с тем, что Миша говорит: мол есть другие слои общества, в которым людям вообще не до жиру.. и там есть проблемы, о которых нам неведомо.. Но тоже я не очень понимаю, почему это должно принципиально отличаться. Если женщина во главу угла ставит реализацию в семье и в детях - значит, у нее будет эта семья, она не будет одна, не одна будет воспитывать детей, ну как-то бедненько, может быть, но чистенько можно прожить в разных условиях, в разных местах.. и вполне счастливо. Если женщина хочет добиваться чего-то "во внешнем мире" - она по-любому должна выйти в этот мир, не сидеть в далекой глуши, если она действительно способна и много работает - она добьется рано или поздно успеха. Да, ей придется пойти, может быть, против традиций той среды, в которой она выросла, да ей придется отказаться от "женского" счастья.. Ну так о том и речь.. что надо уметь выбирать.
(no subject) - ly0lik - Feb. 19th, 2013 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - baba_lyuba - Feb. 19th, 2013 10:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - mistress_bo - Feb. 19th, 2013 10:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - mistress_bo - Feb. 19th, 2013 09:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - ly0lik - Feb. 19th, 2013 10:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - mistress_bo - Feb. 19th, 2013 10:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - ly0lik - Feb. 19th, 2013 10:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - baba_lyuba - Feb. 19th, 2013 10:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - mistress_bo - Feb. 19th, 2013 04:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - _layman - Feb. 19th, 2013 09:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mistress_bo - Feb. 20th, 2013 08:34 am (UTC) - Expand
mellamori_blimm
Feb. 19th, 2013 09:44 am (UTC)
Я вот внимательно прочла комментарии и как-то вчера над этим много думала. И поняла для себя, что я бы наверно не хотела быть CTO/CEO даже будучи мужчиной. Причем даже мужчиной без детей, семьи и каких-либо еще социальных "обязательств". Потому что я не люблю приходить домой и работать, не люблю не иметь возможности ничего запланировать на вечер, не люблю не путешествовать. Но это совершенно не означает, что я не хочу быть успешной - просто keep calm and do your thing.
baba_lyuba
Feb. 19th, 2013 10:28 am (UTC)
ну конечно - делай что должно, делай это хорошо и будет тебе счастье. Это так. Но все-таки до некоторых пределов. То есть, если ты таки хочешь стать NUMBER ONE в своем деле, если ты чувствуешь в себе какое-то призвание, предназначение, которые нельзя похерить, оно рвется наружу по-любому - то просто прилежно делать необходимый минимум мало. Нужно душу продать. И вот на таком уровне и начинаются метания - кто я, тварь дрожащая или право имею... можно ли ради своей мечты, еще не сбывшейся, переступать через живых людей... а можно ли переступать через себя? и что же останется или что образуется заново, если таки да переступить?
Ну это так.. брюзжание :) Здоровый прагматизм, конечно, здоровее :)
(no subject) - mellamori_blimm - Feb. 21st, 2013 09:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mellamori_blimm - Feb. 22nd, 2013 02:13 pm (UTC) - Expand
_layman
Feb. 19th, 2013 09:25 pm (UTC)
Следуюшим шагом будет обсуждение концепции "женщина как елка" в классической литературе :)
baba_lyuba
Feb. 20th, 2013 08:14 am (UTC)
почему в классической? и почему только в литературе? :)
и до елки ей еще жить и жить.. "преимущества и недостатки в использовании женщины как обслуживающего персонала" - так как-то..
krapochka
Feb. 20th, 2013 04:35 pm (UTC)
не знаю, отличное ли у меня от тебя мнение, или это страна влияет на меня.

все-таки от контекста многое зависит!
я бы сейчас (при прочих равных) как раз взяла девочку, а не мальчика :)
1. в декрет тут папы ходят с той же частотой (а в отдельных случаях и с той же продолжительностью!) что и мамы. в самом крайнем случае мама будет в декрете всего лишь год, а не 3 как в Украине.
2. с болеющими детьми папы регулярно остаются дома.
3. разведенные (или просто бывшие, без брака) папы часто проводят с детьми ровно 50% времени, соотвественно и дома остаются, и на утренники ходят, и так далее.

ну насчет посыланием за пивом и крепких слов тут такое вообще отсутствует в профессиональной среде :), да и психологическое давление редко зашкаливает. тут в принципе все обычно выстроено на позитивных нотах, а если кто не справляется с его работой, то его не гнобят а увольняют :)

с другой стороны, плюс девочек в том, что они часто более ответственные и скрупулезные (стереотип, конечно, но таки часто бывает).

еще девочек на девелоперских должностях ощутимо меньше, чем мальчиков, а я за разнообразие рабочей среды, это иногда более полезно, чем небольшой перевес в знаниях. и я думаю, что у многих людей есть внутренний гендерный профайлинг, из-за которого девочки могут иметь меньше шансов быть отобранными для интервью, поэтому я делаю на это небольшую поправку на ветер.

krapochka
Feb. 20th, 2013 05:37 pm (UTC)
а бывает попадаются такие плодовитые папы, что уж лучше бы мама :)))
(no subject) - baba_lyuba - Feb. 20th, 2013 08:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - krapochka - Feb. 20th, 2013 09:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - baba_lyuba - Feb. 20th, 2013 09:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - krapochka - Feb. 21st, 2013 01:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - yuzhanin - Feb. 21st, 2013 02:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - baba_lyuba - Feb. 21st, 2013 07:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - krapochka - Feb. 23rd, 2013 11:54 pm (UTC) - Expand
shvedka
Aug. 11th, 2017 05:25 pm (UTC)
Мне наплевать на срач в доме, но в 100% случаев предъявлять претензии по этому поводу будут именно мне. Я не хожу на детские утренники, но повышения я все равно не получу из-за них (а уж если за 5 лет я на один схожу - этот факт занесут на флипчарт красным маркером навсегда, при этом аналогичный поход мужчины будет воспринят умиленно). У нас с мужем двое детей, но вот щас, когда я сижу дома с младшей, а он в отпуске гуляет со старшим - он Героический Идеальный Отец, а я...ну а чо я. Дома сижу, нихуя не делаю, разве нет? Ну а так, конечно, никто на меня не давит, мне просто самой этого хочется, угу.
( 66 comments — Leave a comment )