?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эльсинор

Сразу после церемонии в Копенгагенской ратуше мы только забежали в гостиницу переодеться-переобуться и пошли на вокзал.
Ездить по Дании очень просто, хоть и не очень дешево. Поезда типа пригородных, билеты на которые можно купить прямо перед отходом, ходят часто и по всему полуострову Ютландия, и по острову Зеландия, и дальше через пролив по мосту в Швецию. Выгоднее всего покупать суточный билет в интересующей зоне и кататься сколько хочешь.

До Эльсинора ехать 44 минуты через маленькие городки и пасторальные пейзажи.
Изучив накануне туристические рекламные проспекты, мы узнали, что власти Эльсинора делают все возможное, чтобы не разочаровать паломников по Шекспировским местам со всего света, в том числе и тех, кто свято убежден, что речь идет о реальных исторических персонажах :)
Гамлет и Офелия встречают прямо у выхода с перрона.

Несчастных датских школьников заставляют таскаться по вяким старинным замкам с завидной регулярностью - мы почти везде встречали детские группы. Дети в Дании выглядят так


Действительно удивительно, что 90% детей такие белые. Даже по украинским меркам это необычно. Впрочем, взрослые тоже не подкачали - потомки викингов, как ни крути. Столько высоких статных блондинок "кровь-с-молоком"!.. В общем, датчане одни из немногих в Европе, у которых ассимиляция с южно-восточными пришельцами пока не достигла катастрофических масштабов. И кстати - мы не видели ни одной мечети. Хотя наверняка где-то есть, но по крайней мере, значит что еще не вытесняет коренную культуру.
Эльсинор (кстати, по датски он Хельсингёр) прежде всего портовый город. Он приобрел свое историческое значение именно благодаря своему географическому положению - возле самого узкого места пролива Эресунн. То есть здесь было очень удобно собирать дань с проходящих мимо судов и быть перевалочным торговым пунктом. Чем средневековые местные короли успешно и занимались.

Вот рабочие Эльсинорской судоремонтной верфи с песней идут на работу



Ну а так выглядит цель нашего путешествия издалека - замок Кронборг.




Считается, что Шекспир (или кто там подписывался его именем) поселил Гамлета в замке Кронборг потому, что на время написания пьесы это был один из самых современных замков Европы, только-только (в 1585 году) перестроенный Фредериком II по последней моде,  и у "всех на слуху".
Но правда и то,  что в 1629 году Кронборг почти полностью сгорел. Его восстановили через 10 лет, но, конечно, многое было утеряно безвозвратно. Так что как в каких именно интерьерах философствовали о превратностях судьбы  Гамлет и Горацио нам не суждено узнать в любом случае.
Такого замка я не видела еще никогда. Во-первых, он очень большой. Во-вторых, очень основательно укрепленный в военном отношении. Как-то так не «понарошку». Собственно, бОльшую часть своей истории это замок служил военным и пенитенциарным задачам, а вовсе не целям ублажения и увеселения беспечных монархов.




Кстати, какой-никакой гарнизон базировался в Кронборге аж до начала 90-х годов прошлого века.


Замок расположен по периметру прямоугольника, двумя сторонами выходящими прямо в морскому заливу. Вид из наружных окон еще тот – серо-зеленое холодное море, граничащее с не менее тоскливым небом. Может, конечно, это нам просто так повезло с погодой, но сдается мне такие денечки в Эльсиноре совсем не редкость.


А из окон с другой стороны виден внутренний двор – огромный, пустой и гулкий. Зато в нем почти не чувствуется пронизывающий ветер, который снаружи замка дует постоянно.




Помещения замка тоже гораздо более строгие и лаконичные, чем те, к которым мы все привыкли привыкли после Питера. Не барокко, нет. Даже с учетом того, что в дошедшем до наших дней облике есть большое влияние эпохи самого известного датского монарха Кристиана IV, который, в общем, был вполне себе любителем роскоши.


Рыцарский зал.



Камины все закопченые.



Небольшая часть доступного для посетителей замка выделена под экспозицию, рассказывающую об истории постановок самой известной в мире пьесы.  Один из залов – портреты знаменитых Гамлетов, Офелий, Гертруд.. Нет здесь нашего Смоктуновского, увы, зато есть прекрасный Лоуренс Оливье и не менее прекрасная Вивьен Ли.


Далее путь лежит вниз, в подземелье. Там были казематы. На посетителей здесь нагоняют страху. Путь освещен плохо, по-моему, специально запутан на манер лабиринта, в неожиданных местах спрятаны динамики, из которых доносятся странные звуки.. Короче, дело свое знают :)

Кстати, заблудиться в замке и правда можно. Минут за 15 до закрытия всего музея мы зашли в часовню – единственное крыло уцелевшее при пожаре 1629 года. Мы думали, что мы там одни. Но неожиданно нас окликнули с верхнего яруса. Молодая интернациональная пара на неродном английском объяснила, что забрела сюда следом за какой-то группой, но потом группа ушла, дверь, ведущую вниз закрыли, и они теперь не могут никуда выйти. Иван пошел через весь двор в противоположную часть замка позвать кого-нибудь из служащих. Работники были крайне удивлены тем, что кто-то до сих пор находится в том крыле, они уже приготовились полностью закрыть музей. То есть если бы мы таки не зашли – ей-Богу, у молодых людей были большие шансы бесплатно переночевать в Корнборге.
А еще в подвале Кронборг сидит и отдыхает от трудов ратных «второй знаменитый датский принц» и выдающийся воин –Хольгер Датский . Его аналогом в славянской мифологии отчасти служит Святогор. Он совершил много ратных подвигов на чужбине, устал, вернулся на родину, сел и уснул. Но перед тем как заснуть пообещал, что если когда-нибудь Дании понадобятся его услуги – он проснется и всех победит. И вот уже много веков он спит в подвале Эльсинорского замка. Потому что дела у Дании идут совсем неплохо и в услугах Хольгера никакой надобности пока не было :)

Вот такой замок. Производит впечатление. Я вот думаю – может быть сам облик и дух Кронборга как-то повлиял на героев Гамлета, сделав трагедию такой мрачной, а может наоборот – после того, как пьеся вышла в мир, дух ее героев сделал Кронборг таким  для всех следующих поколений.  Кто знает, Ватсон, кто знает..
Но только на замке сам городок Эльсинор не заканчивается. Старая часть города хоть и небольшая, но вполне туристическая, со множеством кафе и магазинов.



Правда, как и везде в Дании, раньше 17-30 обедать, и вообще как-либо плотно есть, не принято. Только пиво пить :)
Во многих местах общепита кухня и вовсе закрыта до этого времени.
Зато можно поглазеть на раскрашенные домики.


Современность в этих местах каким-то чудесным образом почти всегда хорошо вписывается в старинные мотивы.




В Эльсиноре мы видели целые улицы из домов начала 17 века. И в них до сих пор живут люди.




В конце-концов нам удалось в Эльсиноре найти место для первого семейного обеда – там даже суп давали! А найти суп в Дании – настоящий challenge.
И еще мы зашли там в винную лавку. Колоритный такой старик в фуражке с околошем на нашу просьбу порекомедовать что-то традиционно-датское не сомневался ни минуты. «Это у вас там в Англии, - сказал он явно кривясь – джентельмены пьют виски – скривился еще больше.  – А у нас – только Akvavit!» «А из чего его хоть делают» - спросили мы. – «Как из чего?» - старик даже не понял как можно быть такими недогадливыми – «Potato!».

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
gingenius
Oct. 10th, 2014 07:57 pm (UTC)
о, поздравляю!
красиво
baba_lyuba
Oct. 11th, 2014 07:45 am (UTC)
спасибо!
В Дании хорошо, да :)
ptichkafeniks
Oct. 10th, 2014 08:28 pm (UTC)
Ух ты! Здорово, Ир!
baba_lyuba
Oct. 11th, 2014 07:45 am (UTC)
Спасибо :)
spitzruten
Oct. 12th, 2014 07:58 pm (UTC)
Поздравляю! Рекомендую вам на серебряную свадьбу приехать сюда же. Ну или хоть на фарфоровую )
Интересное место, отличный репортаж! А что находится в тех помещениях, куда не пускают публику в замке?

Edited at 2014-10-12 07:59 pm (UTC)
baba_lyuba
Oct. 12th, 2014 08:41 pm (UTC)
Спасибо!
Нам как раз Саша (дочка) посоветовала составить программу куда мы должны ездить каждые, скажем, 5 лет (или каждые 2 года, или 10 - нужное подствить) в день годовщины, чтобы там вешать замочки :) Предполагается, что надо успеть посетить много разных мест. Ну мы думаем :) (это так, в шутку).

Я не знаю точно, что сейчас находится в замке Эльсинор помимо музея. Нам там рассказали, что даже в то время, когда он использовался по назначению - то есть как одна из резиденций королевской семьи - многие помещения пустовали и были отданы фактически под склад.
С другой стороны - там же вояки дислоцировались совсем недавно.. Пусть и немного, но все-таки. Место очень уж стратегически-выгодное.
Мы оказались там в будний день и в конце сентября - то есть, логично предположить что совсем не в пик туристического нашествия. Реально было пусто. То есть люди вроде и были какие-то, но на такой большой площади они расстворялись и становились незаметными.
spitzruten
Oct. 12th, 2014 09:19 pm (UTC)
Я и имел в виду, может там какой бургомистр заседает или что-то в этом роде.
На фото внутреннего двора видна фигура мужика, одетого по-старинному. Он там для увеселения туристов ходит?
И если не секрет, как вы придумали и организовали церемонию в ратуше? Почему именно там?
baba_lyuba
Oct. 13th, 2014 07:34 am (UTC)
мужик для туристов, по-моему, да.
Нет, замок этот теперь только музей, насколько мне известно.
По поводу церемонии - ну как, пожениться в Израиле мы не можем, так как здесь нет светских браков. То есть, в любом случае надо ехать за границу.
В других странах вариантов тоже не так много - потому что далеко не всякая страна готова заключать брак между 2-мя людьми, ни один из которых не является ее гражданином, и не всякий брак потом признает Израиль.
Реально варианты такие: большинство израильских пар, которые не делают настоящую хупу, едут на Кипр. Это быстрее и дешевле всего. Кипр нам не нравился из эстетических соображений :) Далее идут Прага и Словения. Но, во-первых, и там, и там мы уже были, а во-вторых, Словения, например, которая нам очень нравилась, требует очень много документов, часть из которых очень муторно делать, да и сама церемония там стОит очень дорого. Есть еще теоретически варианты в Северной и Южной Америке - но далеко очень, и вообще зачем смешивать мухи с котлетами :)
Короче, методом перебора.
Дания в качестве страны бракосочетания - довольно экзотично для израильтян. Они искренне считают, что там нереально холодно :) А нам очень понравилось! :)
Конечно, мы не сами все организовывали. Нужно таки обратиться в специальную фирму, которая сделает всю бумажную работу. Мы выбирали только "внешний вид" процедуры. По принципу "просто и со вкусом" :)
yuzhanin
Oct. 13th, 2014 07:34 am (UTC)
Нет, не заседает, ратуша в Эльсиноре есть отдельная, в центре старого города. Новострой, восемнадцатый век.
Мужик ходит, я думаю, для желающих с ним сфотографироваться.
А церемонию мы не придумывали, просто именно так выглядит официальный процесс регистрации брака в Дании. Нам её организовало специализирующееся на свадьбах тель-авивское турагенство, у которого именно в Копенгагене есть представитель(ница) и налажен процесс документооборота. В один день с нами регистрировались еще несколько пар. Все оказались не датчане. Чиновников не затрудняет провести церемонию по-английски.
spitzruten
Oct. 13th, 2014 09:18 am (UTC)
==пожениться в Израиле мы не можем, так как здесь нет светских браков==
А что вам мешает пожениться как положено (извините если некорректный вопрос, я не в курсе)?
Помните ребят, которые приезжали в Иерусалим, Ури и Людмила? Вот они на Кипр ездили жениться. Но там понятно, Людка чисто русская, а Ури хоть и еврей из марокканцев, но иудеем себя признавать не желает по каким-то своим причинам.
А как поступают брачующиеся граждане Израиля не иудеи? Их ведь много всяких - христиане, магометане, друзы, бахаи. Или атеисты. Как им без заморочек расписаться, чтоб было официально?
yuzhanin
Oct. 13th, 2014 02:54 pm (UTC)
Повторная оплата морепродуктов,
как сказал бы мой старый друг.
Вопрос распадается на, по крайней мере, два:
1) Как именно "положено" жениться в Израиле, и почему в Израиле нет светских браков;
2) Что персонально нам мешает именно так пожениться.
По первому вопросу мои сведения могут быть не безупречно точными, а проводить полноценное исследование мне лень. Поэтому сообщаю общеизвестные сведения и общепринятые воззрения.
В приложении к удостоверению личности есть графа "Семейное положение", предусматривающая варианты холост, женат, разведен, вдовец. Эту графу заполняет Министерство внутренних дел (точнее, чиновник вносит информацию в общенациональный информационный реестр граждан, а Приложение выпечатывается из него автоматически). Чтобы обозначить моё семейное положение как "женат", чиновнику необходим правоустанавливающий документ (свидетельство о браке).
Однако само государство и его структуры на сегодняшний день (как и за всю историю существования независимого государства Израиль) не имеют органа, уполномоченного выдавать такой документ. Заключение брака, с точки зрения большинства законодателей (и, очевидно, избирателей), относится к сфере скорее духовной, нежели полицейской, и находится в исключительной компетенции религиозных организаций. Закон о гражданском браке регулярно вносится в Кнессет и регулярно проваливается.
Чиновника МВД устроит, таким образом, документ о бракосочетании, выданный в Израиле признанным управлением раввината, или признанной мечетью, или священником признанной христианской конфессии; не знаю даже, как там обстоят дела с буддистами, синтоистами, джайнистами, зороастрийцами и бахаями.
Пойдём далее. Я не знаю наверняка, но предполагаю, что мулла согласился бы меня женить только в том случае, если бы я в свою очередь согласился, что нет бога, кроме Аллаха, и Магомет - пророк его. Но я не вполне согласен с этим тезисом. Похожие соображения мешают и христианскому священниику совершить надо мной обряд венчания (впрочем, скажу честно: мы даже не пытались это проверять).
Как это ни удивительно, чиновника МВД, тем не менее, устраивает также свидетельство о браке, выданное иностранным государством и надлежащим образом заверенное. Я думаю, что это было сделано для удобства, из соображений здравого смысла. Большинство нынешнего израильского населения - репатрианты (или прямые потомки репатриантов). Было бы безумием заставлять все эти сотни тысяч и миллионы супружеских пар из России, Польши, Румынии, Ирака, Франции, Марокко, Йемена и Эфиопии заново жениться друг на друге - в том числе тех, кто привёз с собой по 12 детей и т.д.
Но независимо от того, почему так сложилось, на сегодня это единственная доступная гражданам Израиля возможность добиться от государства признания их брака, не прибегая к помощи религиозных организаций. Это возможная опция для двух представителей одной религии (таких тоже немало - тех, кто даже считаясь формально вполне правоверными иудеями, предпочитают тем не менее не иметь дела с бюрократией раввината), и это единственная опция для всех пар, где желающие вступить в брак принадлежат к непризнанным религиям, принадлежат к двум разным религиям или хотя бы один из них не принадлежит ни к какой религии.
В конкретно моём случае, даже если бы я захотел жениться по иудейскому религиозному обряду (в нём нет ничего плохого, и для моей невесты это формально возможно), - раввинат отказал бы мне, поскольку, с его точки зрения, я евреем не являюсь.
О том, почему так всё сложилось, я знаю ещё меньше. Просто Израиль - очень маленькая страна, а в ней и так уж вон сколько всего. Поэтому для кое-чего, возможно, просто места не хватило. Так, например, в Израиле нет конституции. Ну вот и светского бракосочетания тоже нет. И пусть это таки будет наша самая большая проблема.

Edited at 2014-10-13 02:58 pm (UTC)
spitzruten
Oct. 13th, 2014 05:34 pm (UTC)
Re: Повторная оплата морепродуктов,
Спасибо за доскональный ответ. Читали вместе с Любой, она сказала "Какие молодцы". Тоже задумались, мы ведь не расписаны, живем, так сказать, во грехе.
Не совсем понятно, но я могу догадаться: церемония в Дании выглядит как лютеранская (ратуша, облачение), но таковой не является - чисто светское мероприятие. Правильно?
Ира пишет о возможных вариантах - Прага, Словения, Америка, Кипр. Их не так много. А что, документы о браке из других стран Израиль не принимает? Или в тех странах не расписывают иностранцев? Могли бы вы заключить брак где-нибудь например в Монголии?
P.S. Что значит поговорка про морепродукты?
yuzhanin
Oct. 13th, 2014 06:05 pm (UTC)
Да, именно, чисто светское. Ратуша к лютеранству отношения не имеет, само слово radhus (так по-датски, и, видимо, в русский язык попало именно оттуда) означает буквально "дом совета". Облачение чиновника, скорее, примыкает к университетской и судебной традиции.
Израиль принимает, но очень мало есть стран, которые готовы заключить брак между двумя людьми, НИ ОДИН из которых не является их гражданином или постоянным жителем. Возможно, в Монголии тоже могли бы, но никому пока не пришло в голову проверить. Ясно, что в первую очередь всех интересует Европа: она близкая, мирная и красивая.
Датчане же, как мы слышали, из принципа женят всех желающих. У них такое представление о равенстве всех людей перед законом.
Поговорка представляет собой парафраз жаргонного выражения "Опять за рыбу гроши", поскольку за последнее время мне приходилось уже раз пять объяснять разным людям и целым коллективам, почему у нас всё так сложно в вопросах бракосочетания. Так что некоторые фразы уже отчеканились до блеска.
baba_lyuba
Oct. 13th, 2014 07:27 pm (UTC)
Re: Повторная оплата морепродуктов,
даешь больше свадеб - хороших и разных! :)
krasoto4ka
Oct. 13th, 2014 07:15 am (UTC)
Очень классные фотографии церемонии! Поздравляю еще раз!
baba_lyuba
Oct. 13th, 2014 07:48 am (UTC)
Спасибо!
А тебе что больше всего нравится? ;) Мужик в мантии, обстановка в комнате, свадебные наряды?..
Мне все понравилось :) Но интересно на что люди обращают внимание..
Все фотографии, кстати, делали совсем не профессиональные фотографы. Просто люди, которых мы попросили. Лучший по качеству кадр - где мы вдвоем сидим на скамейке - сделан местным уборщиком! :)
krasoto4ka
Oct. 13th, 2014 07:51 am (UTC)
Мне тоже все очень-очень понравилось!!
Да, я тоже отметила именно этот кадр. Вы классные и классно, что в таком похоже джинсово-белом стиле.
Ну и мужик в мантии, которые как-то смущался, когда вы целовались, и обстановка!!
innaglass
Oct. 14th, 2014 06:04 pm (UTC)
Поздравляю! Ирка, ты - красавица! (Особенно на скамейке!)
baba_lyuba
Oct. 14th, 2014 06:39 pm (UTC)
Вот спасибо! :) Очень приятно :)
Не могу сказать, что ощущаю себя такой уж красавицей, но мне кажется, что сейчас я живу так как на самом деле хочу. И это хорошо :)
innaglass
Oct. 14th, 2014 06:43 pm (UTC)
Могу только сказать, что очень рада за тебя! :-)
( 20 comments — Leave a comment )